Центр «Мой бизнес» Республики Калмыкия начинает прием заявок на аккредитацию исполнителей (сторонних организаций, инжиниринговых компаний) для предоставления услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия (далее — субъекты МСП), физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – самозанятые граждане) по следующим направлениям:
- Содействие в популяризации продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (проведение комплекса маркетинговых услуг с целью повышения спроса на производимую продукцию (товар), оказываемые работы (услуги)):
1) Разработка дизайна, разработка и продвижение средств индивидуализации продукции, работы, услуги и иного обозначения, предназначенного для идентификации получателя услуги:
— разработка дизайн макетов рекламных материалов, включая разработку или доработку фирменного стиля (наружной рекламы, листовок, визиток, и т.п.);
— печать и/или изготовление рекламных материалов (наружной рекламы, листовок, визиток, ролл-апов и т.п.);
— создание и продвижение веб-сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2) Проведение рекламной кампании:
— разработка, изготовление и/или размещение рекламных информационных материалов в региональных средствах массовой информации;
— размещение информации на рекламных конструкциях (сити-форматы, билборды, рекламные экраны и др.).
- Составление бизнес-планов, в т.ч. для заключения социального контракта (типовые требования к услуге указаны в Приложении 3.1);
- Содействие в размещении на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и др.), продвижении продукции (в т.ч. хранение и доставка продукции) (типовые требования к услуге указаны в Приложении 3.2);
- Бухгалтерское сопровождение для субъекта МСП;
- Проведение специальной оценки условий труда на предприятии субъекта МСП (Приложение 3.3);
- Подготовка ККТ к работе (установка фискального накопителя, перерегистрация ККТ в ФНС);
- Услуга по выдаче носителя для записи электронной подписи в ФНС Rutoken Lite;
- Регистрация товарного знака;
- Консультационные услуги по вопросам начала ведения собственного дела для физических лиц, планирующих осуществление предпринимательской деятельности, финансового планирования и бухгалтерской (налоговой) отчетности для физических лиц, планирующих осуществление предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей;
- Консультационные услуги по вопросам правового обеспечения;
- Оказание услуг по содействию в получении разрешительной документации, в том числе в проведении сертификации, декларировании, аттестации, иных услуг, включая проведение необходимых испытаний и оценок соответствия для продукции/товаров субъекта МСП;
- Оценка профессиональных рисков на предприятии субъекта МСП;
- Обучение по пожарной безопасности работников предприятия субъекта МСП;
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников предприятия субъекта МСП.
Цели аккредитации исполнителей (сторонних организаций, инжиниринговых компаний):
- отбор проверенных исполнителей, соответствующих всем требованиям, необходимым для предоставления соответствующих услуг;
- установление эффективного сотрудничества с такими исполнителями в рамках предоставления услуг субъектам МСП и самозанятым гражданам;
- непосредственно предоставление и обеспечение доступности услуг для широкого круга предпринимателей.
Аккредитация представляет собой процедуру подтверждения соответствия требованиям, установленным для сторонних организаций (инжиниринговых компаний), планирующим оказывать услуги по соответствующим направлениям. По результатам аккредитации принимается решение о включении сторонней организации в реестр аккредитованных организаций Центра «Мой Бизнес» Республики Калмыкия по оказанию (предоставлению) услуг по соответствующим направлениям.
Для аккредитации предоставления услуг, необходимо соответствовать следующим требованиям:
- наличие подтвержденного опыта оказания заявленных услуг (не менее 5 исполненных договоров);
- наличие разрешительной документации на оказание заявленных услуг (в случаях, если деятельность, на осуществление которой имеет такие требования);
- наличие квалификации или наличие в штате квалифицированного специалиста в сфере оказания заявленных услуг;
- отсутствие процессов реорганизации, ликвидации или банкротства.
Перечень предоставляемых документов:
- заявка на включение в Реестр аккредитованных организаций Центра «Мой Бизнес» Республики Калмыкия, Приложение 1;
- копия устава (для юридических лиц) с изменениями и дополнениями в устав (если они были), заверенные в установленном законодательством порядке;
- выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, для самозанятых справка о постановке на учет в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход;
- прайс-лист по заявленным услугам;
- копия разрешительной документации на оказание заявленных услуг (в случаях, если деятельность, на осуществление которой имеет такие требования);
- копии документов, подтверждающих квалификацию или наличие в штате квалифицированных специалистов (копия штатного расписания, дипломы, свидетельства);
- копии документов, подтверждающих наличие успешного опыта оказания соответствующей услуги - копии исполненных договоров вместе с актами выполненных работ (услуг) (не менее 5 договоров);
- информационная справка о деятельности заявителя;
- обязательство об отказе в предоставлении услуги субъекту МСП, в случае если они состоят в одной группе лиц, определенных в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приложение 2.
Сроки и место приема документов:
- Прием и регистрация Заявок осуществляется Агентством по адресу: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. М.Ю. Лермонтова, д. 7 «а», каб. 209.
- Заявка регистрируется в Журнале учета заявок с указанием даты ее представления, подтверждается выдачей расписки о принятии заявки уполномоченным лицом.
- Дата и время окончания приема документов: 06 марта 2024 г. 10ч.00мин.
- Телефон для справок: +7 9374676600
Типовые требования для оказания услуг
Требования для оказания услуг по разработке бизнес-плана
- Требования к бизнес-плану для заключения социального контракта установлены Положением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Калмыкия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия, 04.03.2021 г. №63.
- Требования к бизнес-плану (в т.ч. для получения микрозайма в АНО МКК «Агентство по финансовой поддержке предпринимателей Республики Калмыкия»)
Наименование раздела | Описание |
РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
|
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ |
|
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ | основные качественные характеристики продукции, анализ полезности для потребителей |
МАРКЕТИНГ-ПЛАН |
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН | привести штатную структуру предприятия, план найма персонала. |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН |
|
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН |
|
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН |
|
АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА | необходимо привести анализ влияния основных рисков на реализацию проекта |
3. Требования к составлению бизнес-плана для инвестиционных проектов предприятий (в т.ч. для получения займа в Фонде развития Республики Калмыкия)
Содержание бизнес-плана
1.1. Бизнес-план должен содержать:
a) название инвестиционного проекта, его суть и целесообразность реализации;
b) обоснование его соответствия основным направлениям и основным отраслевым приоритетам деятельности Фонда;
c) обоснование значимости проекта для Республики Калмыкия;
d) обоснование положительного эффекта для общества и экономики Республики Калмыкия, в том числе информация о бюджетном и социально-экономическом эффектах от реализации инвестиционного проекта, подтвержденных соответствующими расчетами;
e) обоснование соответствия проекта экологическому законодательству, действующему на территории Республики Калмыкия;
f) информацию о предполагаемых конкурсных процедурах для отбора ключевых поставщиков и подрядчиков по проекту, если такие процедуры требуются;
g) обоснование привлекательности проекта для Фонда и других Участников проекта, подкрепленное результатами финансовых прогнозов (финансовой модели), анализом потенциала рынка, прозрачностью проекта и возможностью Фонда осуществлять контроль за ходом реализации проекта и целевым использованием средств;
h) обоснование реализуемости проекта, подкрепленное наличием четкой стратегии реализации проекта и планами по его реализации, возможностью привлечения необходимых ресурсов для реализации, наличием команды руководителей и разработчиков;
i) анализ возможных рисков, связанных с реализацией проекта, и способов их минимизации.
1.2. Требования к информации в бизнес-плане:
a) информация должна быть объективной;
b) информация должна быть подтверждена источниками информации (список рекомендуемых источников указан в разделе 4);
c) все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.
1.3. Изложение информации в бизнес-плане
- должно быть понятным, логичным и структурированным.
1.4. Структура и содержание бизнес-плана
- должны отвечать нижеприведенным требованиям и рекомендациям к структуре бизнес-плана с учетом отраслевой и иной специфики конкретного инвестиционного проекта.
2. Требуемая структура бизнес-плана
2.1. Требуемая структура бизнес-плана:
a) Резюме проекта;
b) Описание проекта;
c) Информация об Основных участниках проекта;
d) Описание продукта;
e) Анализ рынка;
f) Организационный план;
g) План продаж и стратегия маркетинга;
h) План производства (эксплуатации);
i) Анализ ресурсов;
j) Воздействие проекта на окружающую среду;
k) Финансовый план;
l) План финансирования;
m) Анализ проектных рисков;
n) Приложения.
2.2. Формат и структура бизнес-плана:
- могут варьироваться в зависимости от характера проекта, но перечисленные выше разделы должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке.
2.3. В случае отсутствия в бизнес-плане вышеуказанных разделов:
- должна быть приложена пояснительная записка с указаниями на разделы, в которых следует искать требуемую информацию, или обоснованием того, почему информация в бизнес-плане не приводится.
2.4. Рекомендуется включить в бизнес-план следующий справочный материал:
a) информацию о составителях бизнес-плана;
b) содержание с указанием страниц;
c) словарь ключевых технических и иных узкоспециализированных терминов, используемых в бизнес-плане;
d) список определений и расчетных формул для финансовых показателей (коэффициентов), которые упоминаются в бизнес-плане и рассчитываются в финансовой модели;
e) информацию о нормативно-методической базе, использованной при составлении бизнес-плана и проведения анализа;
f) краткую информацию о технико-экономических, маркетинговых и иных исследованиях, использованных при составлении бизнес-плана.
3. Содержание основных разделов бизнес-плана
3.1. Резюме проекта
В данном разделе требуется раскрыть в сжатой форме:
a) суть проекта и целесообразность его реализации;
b) ключевая информация о Получателе средств и Основных участниках проекта;
c) результаты анализа потенциала рынка;
d) стратегия реализации проекта (общий график реализации);
e) ключевые прогнозные финансовые показатели (коэффициенты);
f) общая стоимость проекта, общая потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования;
g) целесообразность и предполагаемые условия участия Фонда в проекте;
h) ключевые факторы успеха и основные риски проекта (рекомендуется представить в виде SWOT- анализа);
i) иная ключевая информация по проекту.
3.2. Описание проекта
В данном разделе необходимо:
a) изложить суть проекта, в том числе указать тип инвестиционного проекта (создание нового производства/объекта с «нуля»; реконструкция действующего производства/объекта; модернизация действующего производства/объекта; выпуск новой продукции на действующем производстве; расширение действующего производства; иное изменение с целью ведения коммерческой деятельности);
b) указать стадию реализации проекта и фазу (конкретный этап внутри стадии), на которой находится проект в настоящее время;
c) указать отрасль, в которой будет реализован (реализуется) проект;
d) отметить, если проект будет реализован (реализуется) на принципах государственно-частного партнерства;
e) обосновать целесообразность реализации проекта для Получателя средств (например, возможность увеличить объём продаж и долю на рынке; снизить затраты; занять свободную нишу на рынке или создать новый рынок; учесть экологические требования и т.п.);
f) обосновать целесообразность участия Фонда в реализации проекта, в том числе описать положительный эффект для экономики Республики Калмыкия, обосновать соответствие проекта основным направлениям и основным отраслевым приоритетам деятельности Фонда, а также дать обоснование региональной значимости проекта.
g) указать информацию о бюджетном и социально-экономическом эффектах от реализации инвестиционного проекта за период не меньший чем ожидаемый период участия Фонда в реализации проекта. Порядок расчета бюджетного эффекта и социально-экономического эффекта (в части создания новых рабочих мест) представлен ниже:
Бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта
№ | Наименование бюджетных доходов и расходов | По годам участия Фонда в реализации проекта, млн руб | Итого, млн руб | |||
20___г. | 20___г. | 20___г. | и т.д. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Объем планируемых налоговых и иных платежей Получателя средств в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе: | |||||
1.1 | — в федеральный бюджет | |||||
1.2 | — в региональный (в т.ч. местный) бюджет | |||||
1.3 | — во внебюджетные фонды | |||||
2 | Объем планируемых поступлений средств Получателя средств из бюджета и внебюджетных фондов, в том числе: | |||||
2.1 | — из федерального бюджета | |||||
2.2 | — из регионального бюджета (в т.ч. местного бюджета) | |||||
2.3 | — из внебюджетных фондов | |||||
3. | ИТОГО бюджетный эффект | |||||
4. | ИТОГО дисконтированный бюджетный эффект |
При определении бюджетных доходов и расходов не учитывается уплата в бюджет Получателем средств и возмещение из бюджета в пользу Получателя средств НДС в связи с выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления, импортом оборудования, а также возмещение НДС в связи с осуществлением капитальных вложений.
В таблице приводится расчет прогнозного значения бюджетного эффекта от реализации инвестиционного проекта по годам участия Фонда в его реализации, а также дисконтированный бюджетный эффект за указанный период.
Данные о планируемых платежах Получателя средств в бюджет и внебюджетные фонды и поступлений средств Получателю средств из бюджета и внебюджетных фондов приводятся на основании финансовой модели инвестиционного проекта.
стр.1 = стр.1.1 + стр.1.2 + стр.1.3
стр.2 = стр.2.1 + стр.2.2 + стр.2.3
стр.3 = стр.1 – стр.2
Социально-экономический эффект от реализации инвестиционного проекта (создание новых рабочих мест)
№ | Наименование показателей | За календарный год, предшествующий году участия Фонда в реализации проекта | По годам участия Фонда в реализации проекта, чел. | Итого, чел. | |||
20___г. | 20___г. | 20___г. | и т.д. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Среднесписочная численность работников Получателя средств | ||||||
2. | Количество создаваемых новых рабочих мест |
В таблице приводится расчет прогнозных значений социально-экономического эффекта (в части числа создаваемых новых рабочих мест) от реализации инвестиционного проекта по годам участия Фонда в его реализации.
Данные о среднесписочной численности приводятся на основании соответствующего раздела бизнес-плана и/или финансовой модели инвестиционного проекта.
Значение стр.2, графы за расчетный год = Значение стр.1, графы за расчетный год – Значение стр.1, графы за предыдущий год. В случае, если полученный результат имеет отрицательное значение, то в Значение стр.2, графы за расчетный год устанавливается равным «0».
3.3. Информация об Основных участниках проекта
В разделе должны быть указаны:
a) получатель средств и иные Основные участники проекта;
b) роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта;
c) причины заинтересованности в проекте;
d) наличие опыта работы в отрасли;
e) иная существенная информация об Основных участниках проекта.
Рекомендуется:
a) кратко изложить историю развития компании – Получателя средств;
b) дать описание характера и направлений деятельности и сведения о местоположении Основных участников проекта;
c) представить ключевую финансовую информацию по Получателю средств и/или Группе (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет;
d) если Получатель средств принадлежит к Группе лиц, представить в графическом виде организационную структуру Группы или её фрагмент, включив в неё Основных участников проекта, если они также входят в Группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов Группы.
3.4. Описание продукта
В этот раздел следует включить описание продукта (продуктовой линейки (1)), который планируется к выпуску в соответствии с проектом, и анализ их конкурентных преимуществ и недостатков.
1 — Под продуктовой линейкой для целей настоящего Положения понимается группа продуктов с близкими ценовыми и качественными характеристиками и общей целевой аудиторией потребителей.
В разделе должна быть:
a) приведена информация о доминирующей части продуктовой программы, составляющей значительную часть выручки от реализации (не требуется предоставлять детальную информацию по каждому продукту (продуктовой линейке)), в том числе (если применимо): назначение и область применения, краткое описание и основные характеристики, наличие сертификата качества, патентоспособность и авторские права, необходимость лицензирования выпуска продукции, безопасность и экологичность продукта, утилизация после окончания эксплуатации;
b) указана степень готовности продукта к выпуску и реализации (отметить, если применимо, на какой стадии развития находится продукт, к примеру, концепция, опытный образец, готовый рыночный продукт), реализовывался ли продукт ранее на российском рынке или за рубежом, опыт производства и реализации продукта Участниками проекта.
В разделе рекомендуется:
a) привести основные качественные характеристики продукта (продуктовой линейки), анализ полезности для потребителей (в том числе указать целевую аудиторию), возможные продукты-заменители (субституты) и комплементарные (сопутствующие) товары и услуги;
b) провести анализ жизненного цикла продукта, указать на планируемые изменения в ассортименте и предполагаемую модернизацию продукта в будущем.
3.5. Анализ рынка
В данном разделе необходимо дать описание рынка сбыта, для которого предназначена продукция и/или услуги, предусмотренные проектом, и прогнозы развития рынка на ближайшую перспективу.
В разделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включая:
a) текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка;
b) степень насыщенности;
c) динамику развития (в том числе, появление новых игроков, динамику объема продаж, ключевые изменения и тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка);
d) описание структуры (основных сегментов) рынка;
e) показатели рыночной концентрации;
f) основных прямых конкурентов и конкурентов, производящих продукты-заменители;
g) барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства);
h) данные о сезонности спроса или предложения;
i) основные каналы продаж и методы стимулирования сбыта (реклама, мерчандайзинг и т.д.);
j) принципы ценообразования, историческую динамику цены на продукт и прогнозы её изменения;
k) скорость инноваций и технологических изменений в отрасли;
l) степень государственного регулирования рынка (отрасли);
m) иную существенную информацию.
Для выделения рыночных сегментов рекомендуется использовать географический, ценовой, социальный (отраслевой) признак и иные признаки, которые позволяют четко выделить целевую группу покупателей, на которую ориентирован продукт.
В случае значительной степени государственного регулирования рынка (отрасли), а также участия государственных органов и организаций в проекте, рекомендуется вынести обзор нормативно-правовой базы в отдельный раздел, в котором указать информацию о регулировании ценообразования (тарифов), антимонопольном регулировании, необходимых разрешениях для работы и иную существенную информацию.
В данный раздел также необходимо включить:
a) прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет);
b) анализ уровня конкуренции в отрасли (рекомендуется использовать схему «пяти сил конкуренции» М. Портера – рассмотреть «рыночную силу» поставщиков, потребителей, существующих и потенциальных прямых конкурентов, конкурентов, производящих продукты-заменители).
В разделе также рекомендуется привести данные:
a) по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), текущие и прогнозные производственные мощности, основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки (обязательно в случае олигополистической структуре рынка – наличии нескольких крупных игроков на рынке);
b) об отрасли в целом (общая динамика предприятий отрасли; уровень рентабельности, структура активов, оборачиваемость активов, типовая структура затрат, степень износа основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей/технологического оборудования; другие важные факторы, характеризующие отрасль).
Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей) для реализации заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), или реализация продукции/работ/услуг, предназначенных для единственного покупателя, анализ рынка рекомендуется заменить анализом потребностей ключевого заказчика (покупателя).
3.6. Организационный план
В данном разделе необходимо дать описание общей стратегии реализации проекта, привести временной график реализации проекта с указанием предполагаемого начала реализации проекта и продолжительности основных стадий (прединвестиционная, инвестиционная/стадия ввода мощностей, операционная, ликвидационная), а также промежуточных этапов (фаз).
a) В разделе должна содержаться информация о плане ввода производственных мощностей или иных объектов инвестирования в эксплуатацию (в виде графика или блок-схемы), если применимо, с указанием критических (контрольных) точек;
b) Также в разделе может содержаться план проектно-изыскательских, геологоразведочных, строительных, монтажных, пусконаладочных и иных работ по проекту с указанием их продолжительности и /или календарный план выполнения работ по проекту (в виде графика или блок-схемы), иные организационные планы и схемы.
Организационные графики и схемы и планы работ по проекту могут быть вынесены в приложения к бизнес-плану.
3.7. План продаж и стратегия маркетинга
В данном разделе должны быть отражены целевая динамика объема продаж (целевой интенсивности эксплуатации) и прогнозной доли рынка, а также стратегия по их достижению, в том числе, стратегия конкурентной борьбы.
В разделе необходимо:
a) привести прогнозный объем продаж (интенсивности эксплуатации) в натуральных единицах, прогнозные отпускные цены (тарифы) и/или прогноз выручки от реализации в денежном выражении по проекту — с учетом анализа, произведенного в разделе анализа рынка;
b) описать стратегию маркетинга по проекту, к примеру: расширенную концепцию продукта (анализ возможностей дифференцирования продукта с целью увеличения ценности продукта для потребителя, в том числе путем улучшения дизайна, добавления дополнительных услуг, использования торговой марки и т.п.), стратегию ценообразования, политику дистрибуции (выбор каналов продаж) и стимулирования сбыта (в том числе, при отклонении фактических объемов продаж от целевых);
c) указать текущую и прогнозную долю компании на рынке (в случае, если предполагается увеличение доли рынка);
d) описать стратегию конкурентной борьбы (проникновение на рынок, увеличение или удержания целевой доли рынка). Если возможно дифференцирование продукта, требуется привести сравнительный конкурентный анализ продукта, который планируется к выпуску по проекту (преимущества и недостатки по сравнению с продуктами конкурентов). В случае олигополистической структуры рынка (наличии нескольких крупных игроков), требуется дать сравнительный анализ стратегий конкурентов и учесть их при выработке стратегии маркетинга по проекту.
В случае, если проект относится к инновационным, рекомендуется проработать вопрос о юридической защите интеллектуальных прав собственности на продукт (технологию).
Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей), которые будут реализованы заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), стратегию маркетинга и план продаж рекомендуется заменить согласованным предположительным графиком ввода мощностей и передачи (реализации) объектов.
3.8. План производства (эксплуатации)
Необходимо привести в бизнес-плане:
a) план объема выпуска продукции в разрезе продуктов (продуктовых линеек) или план эксплуатации объектов, построенный с учетом прогноза объема продаж (интенсивности эксплуатации), определенного в разделе плана продаж и стратегии маркетинга;
b) краткое описание производственного процесса (схемы производственных потоков) или бизнес-модели (описание основных бизнес-процессов) на операционной (эксплуатационной) стадии реализации проекта. Если часть производственного процесса или отдельные бизнес-процессы предполагается передать на аутсорсинг, необходимо указать основных предполагаемых подрядчиков с обоснованием их выбора;
c) краткое описание технологии производства (строительства) и оборудования, которое будет использоваться для производства готовой продукции (строительства объектов), а также факторы, определившие их выбор.
При этом следует осветить вопросы новизны и конкурентоспособности технологии (оборудования) с точки зрения российских и международных стандартов, а также привести информацию об опыте
Участников проекта в их использовании;
d) удельные затраты сырья и материалов, энергии, времени работы оборудования и персонала для осуществления ключевых бизнес-процессов или для выпуска единицы продукта.
Рекомендуется привести информацию по системе обеспечения качества продукта (если высокое качество относится к конкурентным преимуществам продукта).
3.9. Анализ ресурсов
В данном разделе необходимо провести анализ материальных, организационных, человеческих и иных ресурсов, которые требуются для реализации проекта.
Необходимо отметить, какие ресурсы уже имеются у основных Участников проекта и какие ресурсы будет необходимо привлечь дополнительно при реализации проекта (производственная/строительная площадка; инфраструктура (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, транспорт и т.д.); машины и оборудование; сырье, материалы, энергия, комплектующие; услуги и работы подрядчиков; трудовые ресурсы/персонал; управленческий ресурс и т.д.).
Необходимо привести в бизнес-плане:
a) анализ производственной/строительной площадки (в случае её необходимости для реализации проекта), который должен включать: расположение, в том числе близость к рынку сбыта и сырья; достаточность площади; наличие и качество прилегающей инфраструктуры и коммуникаций, в том числе складских помещений; степень изношенности здания и коммуникаций; требуемые изменения и улучшения; иные важные характеристики, которые обусловили её выбор;
b) если проект относится к категории создания нового предприятия/производства/объекта с «нуля», информацию о том, как предполагается обеспечить устойчивое материально-техническое снабжение (указать предполагаемых поставщиков и их местоположение);
c) анализ управленческих ресурсов проекта (резюме команды основных руководителей и разработчиков должны быть приложены к бизнес-плану), а также обосновать заинтересованность управленцев и разработчиков в успешной реализации проекта (к примеру, через передачу части акций/долей Получателя средств в собственность, использование опционных схем и иных схем компенсации (оплаты труда) и т.д.).
Рекомендуется:
a) выделить ключевые ресурсы и провести анализ соответствующих ресурсных рынков, в том числе проанализировать текущие и прогнозные объемы спроса и предложения ресурсов, рыночную структуру, динамику цен;
b) если производство является трудоёмким или основным продуктом по проекту являются услуги или работы, можно выделить анализ трудовых ресурсов в отдельный раздел или приложение, в котором описать:
- необходимый для реализации проекта персонал, в том числе, количество персонала по категориям, необходимые навыки и квалификацию, предполагаемый уровень заработной платы;
- имеющийся персонал (в случае его наличия), в том числе, состав и квалификацию, потребность в обучении, текучесть кадров, уровень оплаты труда.
3.10. Воздействие проекта на окружающую среду
В данном разделе должна содержаться следующая информация:
- данные о воздействии проекта на окружающую среду и о соответствии проекта экологическому законодательству, действующему на территории страны реализации проекта,
- наличие в составе проекта объектов государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации, их перечень,
- перечень стандартов и нормативных документов в области экологии в стране реализации проекта (кроме Российской Федерации),
- результаты государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации, независимой экологической экспертизы, иных мероприятий по проверке соответствия проекта требованиям охраны окружающей среды (если они проводились), либо план-график их получения (при отсутствии заключений к началу экспертизы проекта),
- показатели эффективности использования природных ресурсов (экологической эффективности), методика их расчета,
- выводы о показателях экологической эффективности с учетом среднеотраслевых значений и показателей в динамике реализации проекта,
- описание планируемых мероприятий по охране окружающей среды, повышению эффективности использования природных ресурсов, улучшению экологической обстановки (с указанием стоимости мероприятий и плана-графика их реализации).
3.11. Финансовый прогноз
В разделе должна быть представлена следующая информация:
a) основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов;
b) ключевые финансовые показатели (коэффициенты) по годам реализации проекта;
c) прогнозная финансовая отчетность;
d) результаты оценки воздействия изменений ключевых факторов риска на финансовые прогнозы;
e) иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.
3.12. План финансирования
Раздел должен содержать следующую информацию:
a) общая потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);
b) предполагаемая структура источников финансирования;
c) размер собственных средств (которые будут вложены в проект Получателем средств и его акционерами/участниками);
d) возможность внесения дополнительного (резервного) финансирования Получателем средств или иными Участниками проекта;
e) предполагаемый размер и форма участия Фонда;
f) предполагаемый график предоставления, обслуживания и возврата долга Фонда и возможные варианты выхода Фонда из уставного капитала (если предполагается соответствующее финансирование);
g) предложения по контролю Фонда за ходом реализации проекта и целевым использованием средств (например, возможность передачи в залог акций Получателя средств или основных акционеров Получателя средств; выделение финансирования в виде траншей; представительство Фонда в Совете директоров; раздельный учёт операций по проекту от текущей деятельности; перевод расчетных счетов Получателя средств в аккредитованный банк; использование резервных счетов расходов и авторизация платежей; мониторингом выполнения графика реализации проекта и т.д.);
h) размер, форма и условия (в том числе, предварительные) предоставления финансирования иными Участниками проекта (если рассматривается такая возможность).
3.13. Анализ проектных рисков
Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между Участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.
Для проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, необходимо привести матрицу рисков и предложения по распределению рисков между частным и государственным сектором с целью их минимизации.
3.14. Приложения
В бизнес-план рекомендуется (если иное не сказано далее по тексту) включать приложения, иллюстрирующие, детализирующие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана, включительно, но не ограничиваясь:
a) Обязательно требуется предоставление финансовой модели в формате MS EXCEL на электронном носителе.
b) Команда основных руководителей и разработчиков по проекту (приложение является обязательным):
- В данном приложении рекомендуется привести резюме руководителей и разработчиков, которые будут участвовать в реализации проекта (информация об их квалификации, опыте, успешно реализованных проектах и полученных наградах и т.п.).
c) Покупатели и заказчики (приложение является обязательным в случае его применимости):
- Список предполагаемых покупателей и заказчиков, стратегических партнеров, в том числе основных покупателей (заказчиков), давших гарантии покупки существенного объема продукции (услуг), реализуемых в рамках проекта.
- Предполагаемые условия поставки и оплаты, если имеется, предварительно согласованные или гарантируемые объемы закупки (портфель заказов).
d) Информация о конкурентах.
e) Общая стоимость проекта/Бюджет инвестиционных затрат по проекту (приложение является обязательным):
- Затраты на инвестиционной стадии по периодам в разбивке по основным категориям (затраты на подготовку проекта и предпроектные работы, проектные работы, капитальные вложения, подбор и обучение персонала, покрытие потребности в оборотном капитале и т.д.) и статьям затрат с указанием того, являются ли они предстоящими или уже были понесены (предстоящие инвестиции указываются с учетом прогнозной инфляции, осуществленные — по фактической величине).
f) Оборудование по проекту:
- Список оборудования, которое планируется приобрести по проекту (должны быть приложены спецификации по основному оборудованию), основные характеристики, предполагаемые поставщики и подрядчики.
g) Поставщики и подрядчики (приложение является обязательным в случае его применимости):
- Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг и подрядчики для осуществления работ на инвестиционной стадии, предполагаемые условия поставки и оплаты работы. Обоснование выбора генерального подрядчика и компании, которая будет осуществлять шефмонтаж оборудования (если не выполняется поставщиком оборудования);
- Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг, составляющих значительную долю в операционных затратах или себестоимости готовой продукции/работ/услуг, предполагаемые схемы и условия работы на операционной (эксплуатационной) стадии;
- Описание конкурсных процедур, которые будут применяться при выборе основных поставщиков и подрядчиков.
h) Операционные затраты: - Расчет потребности в основных видах ресурсов для производства единицы продукции (оказания услуг, выполнения работ) с указанием источников информации для расчета;
- Расчет себестоимости единицы продукции;
- Информация об основных переменных и условно постоянных операционных затратах (с указанием факторов, которые определяют величину переменных затрат).
i) Трудовые ресурсы/Затраты на персонал:
- Проект штатного расписания по проекту и/или бюджет затрат на персонал по проекту включая, если применимо, затраты на оплату труда производственного, коммерческого и административного персонала, затраты на подбор и обучение персонала, обеспечение безопасности труда, затраты на мероприятия, связанные с мотивацией работников, в том числе команды основных разработчиков и менеджеров по проекту и т.п.
j) Организационные графики, схемы и планы проектных работ.
k) Бюджеты затрат:
- Бюджет маркетинга, медиа-план, бюджет затрат на экологические мероприятия, НИОКР (опытно-конструкторские разработки и исследования), страхование, бюджет консультационных, аудиторских и юридических услуг и т.д.
l) Лицензии и патенты, иные ключевые документы по проекту.
m) Расчет ставки дисконтирования.
4. Рекомендуемые источники информации
Рекомендуемые источники информации для подготовки бизнес-плана и исходных данных (допущений) для финансовой модели включают:
- документы, выданные или подписанные третьими лицами, которые не являются аффилированными с Получателем средств (разрешительно-согласовательная документация; договора, сметы и калькуляции; спецификации, прайс-листы, иные документы);
- исторические данные по финансово-хозяйственной деятельности Получателя средств (на основе управленческой и финансовой отчетности);
- действующие нормативно-правовые акты;
- официальные данные отраслевой и макроэкономической статистики;
- результаты аналитических исследований, произведенных независимыми экспертами, обладающими необходимой квалификацией и опытом, в том числе специально проведенных исследований по проекту;
- данные специализированных отраслевых, маркетинговых, финансовых и иных аналитических изданий и Интернет-сайтов;
- аналитическая и статистическая информация общепризнанных информационно-аналитических агентств, банков, фондовых и товарных бирж;
- данные из иных открытых источников, которые могут быть признаны достоверными и объективными.
Требования к подготовке финансовой модели в составе бизнес-плана
1. Требования к функциональным возможностям финансовой модели
1.1. Финансовая модель должна быть создана в формате Microsoft Excel (версия 2010 или более поздняя), кроме случаев, когда иное согласовано с Фондом.
Имя файла финансовой модели должно ясно указывать на версию финансовой модели и дату подготовки.
1.2. Никакая часть финансовой модели не должна быть скрыта, защищена, заблокирована или иным образом недоступна для просмотра и внесения изменений.
1.3. Финансовая модель должна обладать понятной и логичной структурой. Последовательно должны быть представлены исходные данные (допущения), финансовые прогнозы и промежуточные расчеты, результаты финансовых прогнозов; указанные элементы должны быть визуально отделены друг от друга, но связаны между собой расчетными формулами.
1.4. Все элементы, использующиеся при расчетах в составе формул, должны являться действующими ссылками на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), или ячейки, содержащие формулы. Недопустимы ссылки на внешние файлы (не предоставленные в составе Проектного предложения) и циклические ссылки. В исключительных случаях, факт и причина отступления от данных правил должны быть изложены в описании к финансовой модели.
1.5. Финансовая модель должна допускать внесение изменений в первоначально заложенные допущения и автоматически корректировать финансовые прогнозы в случае внесения таких изменений. Финансовая модель должна быть построена так, чтобы позволить проведение анализа чувствительности результатов финансовых прогнозов к изменению всех допущений (исходных данных) модели.
1.6. Если финансовые показатели, полученные в финансовой модели, основаны на одной или более базовых моделях, необходимо обеспечить динамические связи между этими базовыми моделями и финансовой моделью так, чтобы при внесении изменений в любую базовую модель происходило обновление финансовой модели.
1.7. Финансовая модель должна обладать достаточной степенью детализации, то есть содержать разбивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат и т.п. (если применимо). В то же время, финансовая модель должна предоставлять информацию в интегрированном виде, а именно, в её составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о финансовых результатах, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств.
1.8. Формы прогнозной финансовой отчетности и промежуточные отчеты не должны противоречить друг другу.
1.9. Финансовая модель должна отвечать принципу единообразия и последовательности в расчетах и форматировании. Формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), которые присутствуют в финансовой модели, должны быть неизменными для всех частей и периодов финансовой модели.
1.10. Необходимо минимизировать число внешних файлов (допустимо не более 5 (пяти)). Все внешние файлы, связанные формулами с финансовой моделью, а также внешние файлы, в которых были построены графики, таблицы и диаграммы, присутствующие в бизнес-плане, должны быть предоставлены в составе Проектного предложения в виде приложения к финансовой модели. Связь между внешними файлами и финансовой моделью и предназначение внешних файлов должны быть раскрыты в описании к финансовой модели (см. раздел 3.4 данного Приложения).
2. Требования к составу исходных данных (допущений) финансовой модели
2.1. Исходные данные (допущения), на которых построены финансовые прогнозы, должны быть представлены в описании к финансовой модели или в бизнес-плане.
2.2. Список рекомендуемых источников для исходных данных (допущений) указан в разделе 7.
2.3. В числе исходных данных (допущений) финансовой модели должны быть указаны следующие (в случае их применимости к проекту):
a) Основные методические предположения, использованные при построении финансовых прогнозов, в том числе:
- срок жизни проекта;
- длительность прогнозного периода (не должен быть менее дисконтированного периода окупаемости проекта и срока возврата займа);
- длительность постпрогнозного периода (если применимо);
- начальный момент прогнозного периода (должен быть не ранее трёх календарных месяцев до дня представления Проектного предложения;
- шаг прогноза (минимально: для инвестиционной стадии – один квартал, в случае наличия месячной сезонности – один месяц; для операционной стадии – один год);
- тип денежных потоков (номинальные, реальные) и итоговая валюта денежных потоков;
- вид ставки дисконтирования и метод её расчета;
- методика расчета заключительной стоимости (с указанием ожидаемого темпа роста в постпрогнозный период);
- иные ключевые методические предположения.
b) Макроэкономические данные (прогнозы инфляции, обменных курсов, роста реальной заработной платы и т.п.);
c) Прогноз капитальных вложений;
d) Прогноз объема продаж и объема производства (иных количественных факторов, определяющих выручку);
e) Прогноз цен/тарифов на готовую продукцию/услуги;
f) Нормы расхода ресурсов на единицу выпуска;
g) Прогноз цен на основное сырье и материалы и других затрат, составляющих значительную долю в себестоимости, прогноз иных переменных затрат;
h) Прогноз затрат на персонал (штатное расписание или бюджет затрат на персонал с учётом планируемых индексаций оплаты труда и увеличения штата);
i) Прогноз условно постоянных затрат;
j) Условия расчетов с контрагентами (отсрочки и предоплаты по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями, бюджетом, персоналом) и/или нормативы оборачиваемости;
k) Налоговые предпосылки: информация о налогах и иных обязательных платежах (пошлинах, взносах по обязательному страхованию и т.п.), которые подлежат уплате в соответствии с действующим законодательством страны, на территории которой будет реализован проект (налог, база, ставка, порядок уплаты), с учётом ожидаемых изменений в налоговом законодательстве;
l) Предпосылки по учетной политике (политика по амортизации, капитализации затрат, созданию резервов, признанию выручки);
m) Прогнозная структура финансирования, условия по заёмному финансированию (процентные ставки, график получения и обслуживания долга);
n) Данные фондового рынка для расчета ставки дисконтирования;
o) Иные исходные данные и предпосылки, важные для данной отрасли и типа проекта.
3. Требования к составу результатов финансовых прогнозов
3.1. Формы прогнозной финансовой отчетности.
3.1.1. Прогнозная финансовая отчётность составляется для Получателя средств и носит характер управленческой отчётности, в частности:
a) некоторые статьи, величина которых является относительно незначительной в масштабах проекта, могут быть объединены;
b) амортизация должна быть выделена отдельной строкой и не должна вычитаться из выручки при расчёте валовой прибыли.
3.1.2. В обязательном порядке должны быть представлены следующие формы прогнозной финансовой отчётности: прогнозный отчет о движении денежных средств, прогнозный отчет о финансовых результатах, прогнозный баланс.
a) Прогнозный отчет о финансовых результатах должен быть составлен по методу начисления и содержать, в том числе, следующие финансовые показатели: выручка, валовая прибыль, валовая рентабельность, EBITDA (операционная прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов), EBIT (операционная прибыль до вычета процентов и налогов), чистая прибыль, чистая рентабельность. Если в силу отраслевых или иных особенностей проекта данные показатели не представлены, следует указать факт и причины их отсутствия в описании к финансовой модели;
b) Прогнозный отчет о движении денежных средств должен включать денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки, связанные с выплатой и получением процентов и дивидендов, должны быть раскрыты в отдельных строках;
c) В случае предполагаемого долгового финансирования, должны быть приведены свободные денежные потоки до обслуживания долга (CFADS).
Также могут быть предоставлены иные отчеты.
3.2. Финансовые показатели (коэффициенты)
Инициатор проекта вправе получить консультацию Фонда в отношении выбора и формул расчёта финансовых показателей (коэффициентов).
a) Показатели инвестиционной привлекательности
Финансовые показатели (коэффициенты), указанные ниже, должны быть приведены в финансовой модели в обязательном порядке.
- Показатели инвестиционной привлекательности по проекту в целом — чистая приведенная стоимость проекта (NPVproject), дисконтированный период окупаемости проекта (DPBPproject);
- Показатели инвестиционной привлекательности для отдельных Участников проекта: для собственников (указывается в случае, если рассматривается возможность предоставления Фондом долевого финансирования по проекту) — внутренняя норма доходности для собственников (IRRequity); для иных Участников проекта (указывается по усмотрению Инициатора проекта);
- Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
b) Показатели финансовой устойчивости
Финансовые показатели (коэффициенты), указанные ниже, рассчитываются для Получателя средств (на основе прогнозной финансовой отчётности) и указываются в случае, если рассматривается возможность предоставления Фондом долгового финансирования по проекту.
- Показатели обслуживания (покрытия) долга: коэффициент покрытия процентных выплат (Interest coverage ratio, EBIT/проценты), коэффициент покрытия выплат по обслуживанию долга операционными денежными потоками (Debt Service Coverage Ratio, DSCR), коэффициент покрытия долга денежными потоками, доступными для обслуживания долга, в период до погашения долга (Loan Life Coverage Ratio, LLCR);
- Показатели долговой нагрузки: Долг/Собственный капитал, Долг/EBITDA, Долг/CFADS;
- Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта. В частности, к показателям покрытия долга также могут быть отнесены: PLCR (Project Life Coverage Ratio), RLCR (Reserve Life Coverage Ratio).
c) Показатели ликвидности (платежеспособности) Финансовые показатели (коэффициенты), указанные ниже, должны быть приведены в обязательном порядке (рассчитываются для Получателя средств, на основе прогнозной финансовой отчётности).
- Показатель текущей ликвидности (current ratio), быстрой ликвидности (quick ratio);
- Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта;
d) Иные финансовые показатели (коэффициенты).
Финансовые показатели (коэффициенты), указанные ниже, приводятся по усмотрению составителей финансовой модели (рассчитываются для
Получателя средств на основе прогнозной финансовой отчетности).
- Показатели рентабельности: рентабельность активов (ROA), рентабельность продаж (ROS), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность инвестиций (капитала) (ROCE);
- Показатели оборачиваемости: оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость запасов;
- Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
4. Методические указания по составлению финансовых прогнозов
4.1. Общие требования:
a) Прогнозируются только денежные потоки, которые будут поступать в распоряжение (расходоваться) Получателя(ем) средств;
b) Затраты, связанные с проектом, осуществлённые до начального момента прогнозного периода, не должны учитываться в прогнозных финансовых потоках, но могут быть учтены в виде активов на балансе Получателя средств;
c) График привлечения финансирования должен быть привязан к графику инвестиций, денежные потоки по финансовой деятельности должны прогнозироваться на основе денежных потоков от операционной и инвестиционной деятельности;
d) По окончании каждого прогнозного шага сумма остатка денежных средств на расчётных и резервных счетах не могут принимать отрицательные значения (при возникновении в каком-либо периоде недостатка денежных средств должно прогнозироваться привлечение дополнительных источников финансирования);
e) При привлечении заёмного финансирования должны прогнозироваться платежи по обслуживанию долга (с учётом возможной отсрочки выплаты начисленных процентов);
f) Рекомендуется прогнозировать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), и вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте. В качестве итоговой валюты рекомендуется выбирать валюту, в которой поступает большая часть денежных потоков;
g) Информацию о движении денежных средств, обусловленном получением и выплатой процентов и дивидендов, следует раскрывать отдельными строками;
h) Если в конце срока жизни проекта предполагается ликвидация Получателя средств или объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу, в денежных потоках Получателя средств должны быть учтены затраты и доходы, связанные с указанной ликвидацией или передачей прав (в том числе, в соответствии с требованиями законодательства об экологии и недропользовании, а также трудового законодательства);
i) Срок жизни проекта устанавливается по усмотрению Инициатора проекта. Рекомендуется определять срок жизни проекта как экономически целесообразный (максимизирующий NPVproject), технически осуществимый и юридически допустимый период, в течение которого предполагается создание, последующая эксплуатация и (если требуется в соответствии с законодательством страны реализации проекта или заключенными договорами между Участниками проекта) ликвидация объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу. При определении срока жизни проекта рекомендуется принимать во внимание:
- предполагаемый срок прекращения возможности доступа Получателя средств к ключевым ресурсам (например, исчерпание сырьевых запасов, окончание срока аренды земельного участка и т.п.);
- предполагаемый срок потери контроля Получателя средств над объектом инвестирования (например, окончание срока лицензии или срока, закрепленного в договоре концессии и т.д.);
- предполагаемый срок прекращения возможности или целесообразности дальнейшей эксплуатации объекта инвестирования ввиду его физического или морального износа (в том числе, ввиду изменения технических и экологических стандартов и норм к производимому продукту, технологии производства или условиям труда, появления более эффективных средств производства);
- предполагаемый срок прекращения потребности рынка в продукте ввиду его морального устаревания или потери конкурентоспособности (продолжительность жизненного цикла продукта).
j) Продолжительность прогнозного периода устанавливается по усмотрению Инициатора проекта, но не может быть менее дисконтированного срока окупаемости проекта и срока возврата финансирования (срока возврата займа Фонда или срока выхода Фонда из проекта в случае долевого финансирования);
k) Если по окончании прогнозного периода для Получателя средств экономически целесообразно, технически осуществимо и юридически допустимо продолжать извлекать доходы от эксплуатации инвестиционного объекта в течение ограниченного или (в исключительных случаях) неограниченного периода времени (например, при эксплуатации возобновляемого ресурса), при этом предполагается стабилизация денежных потоков, поступающих Получателю средств (прогнозируется изменение денежных потоков с постоянным или нулевым темпом роста), может быть рассмотрен постпрогнозный период и рассчитана Заключительная стоимость (заключительный денежный поток). При выделении постпрогнозного периода необходимо обосновать, что продолжение извлечения доходов от эксплуатации инвестиционного объекта для Получателя средств в течение постпрогнозного периода является экономически целесообразным, технически осуществимым и юридически допустимым;
l) Ставка дисконтирования и дисконтируемые денежные потоки должны относиться к одному и тому же типу (рассчитаны для проекта целиком или только для собственников) и виду (с учётом инфляции или без учёта). Ставка дисконтирования должна отражать требуемую доходность для инвестиций, выраженных в той же валюте, что и валюта денежных потоков;
m) При расчёте NPVproject все денежные потоки, включая заключительную стоимость (заключительный денежный поток) должны приводиться к начальному моменту прогнозного периода путем дисконтирования.
4.2. Особенности построения финансовых прогнозов для
Действующей компании:
a) финансовая модель для Действующей компании должна включать прогнозы денежных потоков, которые будут поступать Получателю средств в случае реализации проекта (прогноз «с проектом») и в случае, если проект не будет реализован (прогноз «без проекта»);
b) денежные потоки по коммерческой деятельности Получателя средств, не связанной с реализацией инвестиционного проекта (в случае, если она предполагается в период реализации проекта) должны включаться в прогноз «с проектом» и, по возможности, показываться обособленно;
c) при построении прогноза «с проектом» должно учитываться возможное взаимное влияние денежных потоков по проекту и по коммерческой деятельности Получателя средств, не связанной с реализацией инвестиционного проекта;
d) дисконтированный период окупаемости проекта (DPBPproject) рассчитывается на основе денежных потоков по прогнозу «с проектом» за вычетом денежных потоков по прогнозу «без проекта»;
e) чистая приведённая стоимость проекта (NPVproject) рассчитывается как разница между дисконтированными свободными денежными потоками по прогнозу «с проектом» и дисконтированными свободными денежными потоками по прогнозу «без проекта»;
f) расчёт ставки дисконтирования должен производиться на основе прогнозной структуры капитала Получателя средств (в том числе, с учётом ранее полученного долгового финансирования);
g) остальные финансовые показатели (коэффициенты) и прогнозная финансовая отчётность Действующей компании строятся на основе прогноза «с проектом».
5. Оценка устойчивости финансовых показателей (коэффициентов)
Для оценки устойчивости финансовых показателей (коэффициентов) применяется метод анализа чувствительности – оценки степени воздействия изменения ключевых факторов чувствительности на результаты финансовых прогнозов. Если анализ чувствительности не позволяет измерить/проиллюстрировать отдельные риски, применяются иные методы, в том числе, расчет точки безубыточности, метод Монте-Карло, сценарный анализ, факторный анализ и т.п.
К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им волатильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. В частности, к типичным факторам чувствительности можно отнести:
a) цены на готовую продукцию и тарифы на услуги;
b) объем продаж (интенсивность эксплуатации, число покупателей/пользователей);
c) объем капитальных затрат;
d) задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;
e) цены на основное сырьё и материалы, топливо, трудовые ресурсы;
f) величину постоянных операционных затрат;
g) ставку дисконтирования;
h) прогнозные темпы инфляции;
i) обменные курсы валют, и т.п.
В обязательном порядке необходимо провести анализ чувствительности к изменению ставки дисконтирования, цены реализации продукта, цены ключевого ресурса и объёма продаж.
К типичным результатам финансовых прогнозов, волатильность которых может быть измерена в ходе анализа чувствительности, относятся:
a) показатели инвестиционной привлекательности;
b) показатели финансовой устойчивости;
c) срок возврата займа;
d) оценка рыночной стоимости компании или доли в уставном капитале Получателя средств;
e) иные показатели по усмотрению Инициатора проекта.
6. Требования к описанию финансовой модели
Описание финансовой модели оформляется в виде приложения к финансовой модели. В описание должны быть включены:
a) описание структуры финансовой модели;
b) описание механизма работы макросов, использованных в финансовой модели (если применимо);
c) основные допущения (предположения) и исходные данные для финансовых прогнозов, с указанием источников информации, если они не приведены в бизнес-плане;
d) формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), если они не приведены в бизнес-плане;
e) контактные данные лиц, ответственных за предоставление разъяснений по финансовой модели;
f) иная информация, необходимая для понимания структуры, принципов построения, механизма работы, и иных особенностей финансовой модели.
7. Рекомендуемые источники информации
Рекомендуемые источники информации и исходных данных (допущений) для финансовой модели включают:
- документы, выданные или подписанные третьими лицами, которые не являются аффилированными с Получателем средств (разрешительно-согласовательная документация; договора, сметы и калькуляции; спецификации, прайс-листы, иные документы);
- исторические данные по финансово-хозяйственной деятельности Получателя средств (на основе управленческой и финансовой отчетности);
- действующие нормативно-правовые акты;
- официальные данные отраслевой и макроэкономической статистики;
- результаты аналитических исследований, произведенных независимыми экспертами, обладающими необходимой квалификацией и опытом, в том числе специально проведенных исследований по проекту;
- данные специализированных отраслевых, маркетинговых, финансовых и иных аналитических изданий и Интернет-сайтов;
- аналитическая и статистическая информация общепризнанных информационно-аналитических агентств, банков, фондовых и товарных бирж;
- данные из иных открытых источников, которые могут быть признаны достоверными и объективными.
Требования для оказания услуг по размещению товаров на маркетплейсе
Вывод на маркетплейс субъекта МСП
№п/п | Виды работ |
1 | Анкетирование субъекта МСП по ключевым параметрам готовности. |
2 | Анализ текущего ассортимента субъекта МСП, конкурентной среды по товару, конкурентной среды по цене, товарных категорий. |
3 | Создание личного кабинета поставщика. Регистрация аккаунта и открытие магазина на ЭТП, возможность продажи в регионах присутствия — Российская Федерация. |
4 | Описание контента для фото в карточках товара, включая инфографику (для каждой карточки товара). |
5 | Оформление карточек товара (разработка текстового контента, подбор ключевых слов, составление семантического ядра, применение сервисов аналитики маркетплейсов (н-р: MerketGuru, MpStats) для подбора наиболее популярных ключевых запросов, составление уникального описания для каждого товара на основе предоставленной заказчиком информации, проведение ЅЕО-оптимизации полей, которые использует поисковой алгоритм: наименование товара, его описание, а также технические поля, что необходимо для вывода товаров в более высокие позиции поиска; разработка расширенного описания) – не менее 2-х и не более 20 товарных позиций (SKU). Оставшееся количество товарных позиций (SKU) может быть добавлено по запросу субъекта МСП в последующие 3 месяца поддержки. |
6 | Создание логистических решений, адаптированных под запрос субъекта МСП. |
7 | Определение способа отгрузки. |
8 | Расчет и формирование цены. |
9 | Продвижение созданных карточек, создание и настройка рекламной кампании на маркетплейсе – рекламный бюджет до 20000 рублей (в зависимости от категории заявителя). |
10 | Создание штрих-кодов (при условии выбора субъекта МСП системы продажи FBO) по требованию ЭТП. |
11 | Консультации по индивидуальной упаковке товара |
12 | Настройка логистики, способа доставки, сопровождение отгрузки (в т.ч. оплата доставки и хранения товара); создание уникального товарного предложения (УТП). |
13 | Подготовка рекомендаций по предметной фото-видеосъемке (выбор тематики, подготовка технического задания для фотографа, подготовка референсов (примеров фото, видео)). |
14 | Форматирование изображений. Изображения должны максимально передавать реальный вид продукции, а также полностью соответствовать техническим и визуальным требованиям маркетплейса. |
15 | Индивидуальное кураторство/сопровождение (создание индивидуального чата проекта, оперативное консультирование, сопровождение и консультирование подготовки фото- и видео контента работа с продуктом/адаптация продукта под маркетплейс, создание УТП). |
16 | Индивидуальное кураторство/сопровождение после завершения работ по магазину (консультационная поддержка в формате вопрос – ответ, добавление карточек товаров) – 3 (три) месяца. |
17 | Индивидуальное обучение субъекта МСП работе на маркетплейсе в формате видеосвязи с последующим сохранением видеозаписи урока, включающее в себя основные вопросы:
|
Отчетная документация: -Отчетная документация по выводу на маркетплейс субъекта МСП, с приложением скриншота личного кабинета зарегистрированного на маркетплейсе субъекта МСП, материалы (макеты, шаблоны фото и видео контента карточек товара, скриншоты) в электронном и бумажном виде. |
Вывод и продвижение на маркетплейсе товара субъекта МСП
№п/п | Виды работ |
1 | Анкетирование субъекта МСП по ключевым параметрам готовности. |
2 | Анализ текущего ассортимента субъекта МСП, конкурентной среды по товару, конкурентной среды по цене, товарных категорий. |
3 | Описание контента для фото в карточках товара, включая инфографику (для каждой карточки товара). |
4 | Оформление карточек товара (разработка текстового контента, подбор ключевых слов, составление семантического ядра, применение сервисов аналитики маркетплейсов (н-р: MerketGuru, MpStats) для подбора наиболее популярных ключевых запросов, составление уникального описания для каждого товара на основе предоставленной заказчиком информации, проведение ЅЕО-оптимизации полей, которые использует поисковой алгоритм: наименование товара, его описание, а также технические поля, что необходимо для вывода товаров в более высокие позиции поиска; разработка расширенного описания) – не менее 2-х и не более 20 товарных позиций (SKU). Оставшееся количество товарных позиций (SKU) может быть добавлено по запросу субъекта МСП в последующие 3 месяца поддержки. |
5 | Расчет и формирование цены. |
6 | Продвижение созданных карточек, создание и настройка рекламной кампании на маркетплейсе – рекламный бюджет до 20000 рублей (в зависимости от категории заявителя). Настройка логистики, способа доставки, сопровождение отгрузки (в т.ч. оплата доставки и хранения товара) |
7 | Консультации по индивидуальной упаковке товара; создание уникального товарного предложения (УТП). |
8 | Подготовка рекомендаций по предметной фото-видеосъемке (выбор тематики, подготовка технического задания для фотографа, подготовка референсов (примеров фото, видео)). |
9 | Форматирование изображений. Изображения должны максимально передавать реальный вид продукции, а также полностью соответствовать техническим и визуальным требованиям маркетплейса. |
10 | Индивидуальное кураторство/сопровождение (создание индивидуального чата проекта, оперативное консультирование, сопровождение и консультирование подготовки фото- и видео контента работа с продуктом/адаптация продукта под маркетплейс, создание УТП). |
11 | Индивидуальное кураторство/сопровождение после завершения работ по магазину (консультационная поддержка в формате вопрос – ответ, добавление карточек товаров) – 3 (три) месяца. |
Отчетная документация: -Отчетная документация по выводу на маркетплейс товара субъекта МСП, с приложением материалов (макеты, шаблоны фото и видео контента карточек товара, скриншоты) в электронном и бумажном виде. |
Продвижение на маркетплейсе товара субъекта МСП
№п/п | Виды работ |
1 | Анкетирование субъекта МСП по ключевым параметрам готовности. |
2 | Анализ текущего ассортимента субъекта МСП, конкурентной среды по товару, конкурентной среды по цене, товарных категорий. |
3 | Проработка описания контента для фото в карточках товара, включая инфографику (для каждой карточки товара). |
4 | Оформление карточек товара (разработка текстового контента, подбор ключевых слов, составление семантического ядра, применение сервисов аналитики маркетплейсов (н-р: MerketGuru, MpStats) для подбора наиболее популярных ключевых запросов, составление уникального описания для каждого товара на основе предоставленной заказчиком информации, проведение ЅЕО-оптимизации полей, которые использует поисковой алгоритм: наименование товара, его описание, а также технические поля, что необходимо для вывода товаров в более высокие позиции поиска; разработка расширенного описания) – не менее 2-х и не более 20 товарных позиций (SKU). Оставшееся количество товарных позиций (SKU) может быть добавлено по запросу субъекта МСП в последующие 3 месяца поддержки. |
5 | Продвижение карточек товара, создание и настройка рекламной кампании на маркетплейсе – не менее 2-х и не более 20 товарных позиций (SKU). Рекламный бюджет до 20000 рублей (в зависимости от категории заявителя). Настройка логистики, способа доставки, сопровождение отгрузки (в т.ч. оплата доставки и хранения товара) |
6 | Индивидуальное кураторство/сопровождение (создание индивидуального чата проекта, оперативное консультирование, сопровождение и консультирование по порядку проведения рекламной кампании). |
Отчетная документация: -Отчетная документация по продвижению на маркетплейсе товара субъекта МСП, с приложением материалов (скриншоты) в электронном и бумажном виде. |
Требования для оказания услуг по проведению специальной оценке условий труда (СОУТ)
- Характеристика оказываемых услуг:
1.1. Проведение СОУТ, включающей в себя:
1.1.1. проведение процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Оформление результатов идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении каждого рабочего места, подлежащего идентификации;
1.1.2. оформление экспертом заключения об отсутствии на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких рабочих мест). Составление декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены;
1.1.3. определение перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в отношении каждого рабочего места;
1.1.4. составление перечня рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с учетом результатов идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов;
1.1.5. проведение исследований (испытаний) и измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, в том числе и в особых условиях. Оформление протоколов проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении каждого из подвергнутых исследованиям вредных и (или) опасных производственных факторов;
1.1.6. отнесение условий труда по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда на рабочих местах, где проводились исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов;
1.1.7. проведение оценки обеспеченности работников, занятых на работах во вредных условиях труда, эффективными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию. Оформление экспертом заключения о возможности снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты;
1.1.8. подготовка сведений для оформления результатов СОУТ, в том числе на рабочих местах, на которых не идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы:
проект сводной таблицы классов (подклассов) условий труда, установленных на рабочих местах;
рекомендуемые мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ (в случае выявления устранимых вредных и (или) опасных производственных факторов);
предложения (рекомендации) о предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций;
предложения (рекомендации) об обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотрах работников.
1.1.9. составление и представление на бумажном носителе отчета о проведении СОУТ, оформленного по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, в том числе в отношении рабочих мест, на которых не идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы, включающего в себя:
- сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ требованиям;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- карты СОУТ;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протокол, содержащий решение комиссии о невозможности проведения на рабочих местах исследований (испытаний) и измерений в связи с созданием угрозы для жизни работников и экспертов (при наличии такого решения);
- сводную ведомость результатов проведения СОУТ;
- перечень мероприятий по улучшению условий труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
- заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.
1.1.10. подготовка сведений о результатах проведения СОУТ, предусмотренных частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, и передача их во ФГИС СОУТ;
2.2. Требования к методам исследований (испытаний) и методикам измерений при проведении СОУТ:
1.2.1. при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений;
1.2.2. испытательная лаборатория (центр) должна быть укомплектована измерительным оборудованием и приборами, прошедшими поверку и внесенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, для оценки вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
1.3. Требования к организации, оказывающей услуги по проведению СОУТ:
1.3.1. указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда;
1.3.2. наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
1.3.3. наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ;
1.3.4. наличие регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ;
1.4. Привлечение соисполнителей допускается в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
1.5. Требования к качественным характеристикам оказываемых Услуг:
проведение СОУТ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н с учетом специфики деятельности Заказчика.